— Что ты делать умеешь? Просто дом сторожить и замок может.
— Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать.
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Участие во взрослой жизни – очень важный опыт. Во-первых, ребёнок сразу чувствует себя взрослым, нужным и ответственным, во-вторых – это то же занятие! То есть, каждый день ребёнок учится вспоминать о своих обязанностях, планировать и удерживать в голове цепочку действий, работать двумя руками одновременно, проверять, всё ли выполнено, или что-то ещё нужно доделать…
Не нужно думать, что если ребёнок не видит, или не ходит, или чего-то не понимает, его можно оставить в покое и не привлекать к работе по дому. Наоборот, давно уже известно, что чем больше ребёнка тормошить, тем большего можно добиться.
Давайте придумаем задания, исходя из возможностей ребёнка, и будем каждый день добиваться их выполнения.
Если ребёнку пока трудно выполнять самостоятельно что бы то ни было, пусть участвует пассивно – перемещается за мамой хвостиком и наблюдает. Главное, чтобы он не просто перемещался, а пассивно участвовал в происходящем, чтобы мама рассказывала ему, что и зачем она делает, привлекала что-то ненадолго полезно подержать, например, дверцу холодильника, или внезапно найденный носок.
Другие простые задания:
- Поднять что-то с пола и подать маме.
- Рука в руку полить цветы.
- Вынуть бельё (1-3 предмета) из стиральной машины.
- Подавать бельё для развешивания маме.
- Отнести небьющуюся посуду в раковину или сложить в тазик.
- Подержать что-то за уголок, пока мама складывает.
- Покормить рыбок.
- Отнести покупки из прихожей в кухню.
Для тех, от кого уже можно добиваться ежедневного выполнения своих обязанностей:
- Собрать свои игрушки. Понимаю, что задача эта очень сложная, поэтому можно, чтобы мама собрала бОльшую часть, оставив 3-4 для самостоятельной уборки ребёнком.
- Развинтить и помыть свою электрическую зубную щётку – для тех, кто пользуется электрической.
- 1 раз в день накрыть на стол – очень полезное для математики задание, 🙂 только запаситесь небьющейся или одноразовой посудой.
- Ставить посуду в посудомоечную машину (1 раз в день, выбирайте ту еду, после которой вы не торопитесь уходить).
- Очень любимая большинством детей работа – пылесосить!!!
- Собирать пыль с мебели дастером (специальной метёлкой) это несложно и интересно.
- Относить свои варежки после прогулки на батарею.
И неважно, что часть посуды оказывается на полу, а у ковра пропылесошена только середина, главное – ребёнок старается, похвалите его за это!
Добрый день, Мария! Спасибо за полезный опыт работы с детьми особой категории. Ценные рекомендации родителям и педагогам, доступные и понятные требования к детям. Благодарю, Вас!