С некоторыми детьми я играю по пол-занятия, бывает, что и весь урок посвящен разным сюжетным играм. Ребёнок, играя, учится, очень многому — удерживаться в рамках программы-сюжета, пользоваться речью, играть по общим правилам. Часто удаётся что-то попутно покричать, почитать и посчитать.
Первые сюжетные игры идут, как правило, по мотивам русских сказок, особенно хороши Репка, Теремок и Колобок, к которым можно «прицепить» много ощущений и переживаний.
Другой вариант – хороводные игры, это тоже сюжет, а правила ещё более чёткие.
Другие простые сюжетные игры – чаепитие, магазин, поезд, приготовление еды, доктор, во-первых, чётко организованы в пространстве (мы пьём чай за столом, стоим у плиты, сажаем зверюшек в поезд, укладываем заболевшую куклу в кроватку). Во-вторых, в них задействованы конкретные предметы (посуда, плита, машинки, врачебные «инструменты»), помогающие ребёнку удержаться в рамках сюжета. То есть, истощаемый ребёнок, выдерживающий не больше 3 минут над сортерами и пазлами, может 10-15 минут лечить кукол, или кормить их печеньем.
Бонус – в игру можно добавить много обучающих элементов: «таблетки» можно подбирать по цвету, а «печенье» — по форме, главное – не перестараться, а то ребёнок играть откажется.
Играя, ребёнок классифицирует (кукол лечим, машинки — в гараж), считает (каждой кукле по чашке и блюдцу), удерживает программу действий (каждого зайца покормить, уложить и разбудить), учится осваивать чужую программу и взаимодействовать. Каждая игра насыщает словарь – в каждой игре свой набор «терминов» и обязательно есть звукоподражания и простые слова, которые он на эмоциональном подъёме постепенно начинает повторять.