И ещё одно письмо с интересным вопросом:
Мишенька родился с пороком сердца, и поэтому ему пришлось перенести 6 наркозов, три из них очень глубокие. Когда он был совсем маленьким у него был лепет, как у обычного ребенка, потом начинались слова: « киця» – это киса, «дасидада» — это до свидания, а еще папа, мама, баба и др. Но с каждым наркозом слова пропадали, и потом потихоньку появлялись. После последнего, третьего глубокого наркоза (операция на сердце), он совсем замолчал. Долгое время (6-8 мес.) вообще ничего не говорил, только жестами показывал что ему надо. Сейчас, после последней операции, прошло уже почти три года. Он начал повторять слова, где слоги повторяются – МАМА, ПАПА, МИМИ, ДЯДЯ, и др., научить его говорить слово с разными слогами у меня ни как не получается. Отдельно слоги повторяет за мной, например гу-ля-ть, а вот чтобы вместе – никак. Мы уже пробовали петь – не помогает, не поет. Вялости языка у него не было, (так нам сказала логопед, на консультации в Киеве), клацал языком лошадку, с шести месяцев, но уже год как забыл, как это делается.
Наталья, мама Миши
Наталья, здравствуйте! Миша у Вас – герой, шесть наркозов это не шутка! Вы молодец, что так много и разумно с ним занимаетесь! Что можно добавить к тому, что Вы уже делаете?
- Для того, чтобы пошла речь, главное – чтобы она была нужна. Это значит, что нужен коллектив говорящих детей. Есть ли у Вас в городе какие-нибудь студии для младших дошкольников (2-3 года), где дети занимаются песнями, танцами и подвижными играми? Хорошо бы Мише (может быть, с условием Вашего присутствия на занятиях) туда походить.
- Я не поняла, умеет ли Миша дуть – для речи очень важен речевой выдох. Это не просто дыхание, а усилие, больше похожее на дутьё. Может быть, в этом причина того, что Мише не даются многосложные слова. Понаблюдайте, как он дует. (Обратите внимание, чем! Очень важно, чтобы дул именно ртом, а не носом!) Подуйте на свечки, на мыльные пузыри, ватные шарики – я чуть позже планирую выложить статьи про речевой выдох.
- Ещё, на мой взгляд, стоит простимулировать речь стихами – просто поиграйте в «Шалтай-болтай», «Ехал грека» и другие стихи с уханьем и аханьем – я подробно об этом пишу в статьях «Давайте покричим» и «И снова покричим».
- Ещё полезно прохлопывать слова по слогам. Одновременно проговариваете и отстукиваете «ма-ши-на». Если не напирать на ребёнка, а просто играть, как в интересную игру, этот приём обычно хорошо помогает.
- Важно работать над пониманием речи – потренируйте Мишу выполнять простые инструкции (закрой дверь, принеси тапочки, сядь на стул и т.д.), рассматривайте сюжетные картинки (можно просто иллюстрации в книжке и просите Мишу найти и показать героев.
- И, наконец – чтение. Оно очень хорошо стимулирует речь. Нужно найти такой способ читать, который заинтересует Мишу – может быть, это будет глобальное чтение, может быть – Мише понравится писать буквы и составлять из них слоги, может быть, у вас пойдут кубики Зайцева, или система Нуриевой. Главное, чтобы Мише было интересно, тогда будет результат.
- Дополнительно я бы добавила сенсорной стимуляции. Насколько я вижу по Вашему письму, Мише это очень нужно. Кроме того, сенсорная и эмоциональная стимуляция часто помогает «запустить» речь. Я планирую скоро вывесить тренинг по сенсорной стимуляции – следите за обновлениями сайта.
Наталья, у меня теперь есть возможность консультировать по скайпу. Если хотите поговорить подробнее, и не просто про речь, а выстроить Мише систему занятий – обращайтесь. Записаться на консультацию можно здесь.