Ещё одно письмо в рубрику вопрос-ответ, и, так как вопрос интересный, с разрешения мамы вывешиваю нашу переписку:
Здравствуйте! Моему малышу 1год и 10 месяцев, до 1 года и 2 месяцев развивался нормально, правда не смотрел в глаза, но я списывала это на особенность характера, но в год и два месяца он категорически отказался ходить на детские площадки, а в полтора года — купаться. Саша, по моему мнению, за период с 1,2 до 1,9 не приобрел никаких навыков, у него не изменился род деятельности, за исключением того что он научился отлично складывать пазлы, головоломки с геометрическими фигурами. Общения с детками тоже отсутствовало. Когда сынуле исполнился год и 9 мес, я случайно по телевизору увидела программу про аутистов и, честно говоря, ужаснулась, т.к. многие показатели подходили к моему ребенку.
Я серьезно задумалась что мой сыночек относится к особым деткам по следующим причинам: он не смотрит в глаза, если его принуждаешь то взгляд не задерживается больше 2-3 секунд, Сашенька не разговаривает (присутствует авав, к-кошка, мяу, на-машина, д-дай, ам) мама говорит, но не по отношению ко мне, а как то в воздух, у нас нет понятий «да» и «нет», хотя когда я говорю твердое нет он понимает, когда спрашиваешь, будешь есть он говорит ам и бежит к своему стульчику, если хочет пить отводит туда где стоит его кружка, на вопрос: хочешь пить, только хныкает. Но самой главной проблемой я считаю то, что я не могу его чему-то научить, он не хочет взаимодействовать ни игрой, ни уговорами… Когда я начинаю его к чему-либо побуждать, уходит, начинает бегать по дому, хлопать дверями, ящиками, прятаться в шкафы, выкладывает рядочками предметы… Лепит со мной только из настоящего теста, ну не лепит, за то хоть мацает-трогает. Кукол, собачек, коровок ни накормить, ни напоить не удается. В песочнице может поковырятся ручками, лопатку не берет. Машинки используются для складывания в них предметов, катать машинку, а тем более перевести груз или покатать собачку не получается. Три недели мы ходим в школу раннего развития, к моему счастью там он начал общаться с детьми, сами занятия проходят практически как и дома (ничего не хочу, буду бегать) но он здоровается по своей инициативе с детками за ручку, вчера обнял мальчика))) он стал ходить на площадку ненадолго, но для меня это уже маленькая победа!!! Две недели назад стал купаться))) но правда до мытья головы. Читаем книжки перед сном, иногда ложится на плече и рассматривает картинки, по просьбе может показать машину, собаку и др. иногда игнорирует.
Юля, мама Саши
Здравствуйте, Юля! Вы молодец, что увидели проблему, и пытаетесь сами с ней бороться. Очень хорошо, что вы ходите в школу раннего развития, видите, Саша уже стал лучше общаться. И замечательно, что читаете сыну, это очень полезно. По Вашему письму понятно, что и с речью, и с общением у вас не всё гладко, но с этим можно и нужно работать! Возможно, проблемы ваши временные и при правильном подходе, сын их постепенно перерастёт.
Что можно сделать сейчас:
Во-первых, собрать коллекцию игр, которые нравятся сыну. Раз ему нравится ковыряться в песке и в тесте – используйте это! Давайте ему субстанции для ковыряния и предлагайте варианты сюжета, пока не наткнётесь на тот, который сына заинтересует. Здесь годятся не только песок и тесто – можно насыпать в тазик фасоли, или гороха, или налить на тарелку геля для бритья, можно взбить в ванне мыльную пену, ещё много рецептов в моей статье «Что бы ещё замесить». Только эти игры не должны быть чисто сенсорными, в них обязательно нужно встраивать сюжет: искать и «спасать» закопанные игрушки, кого-то прямо с рук кормить, «купать» какую-то игрушку, или что-то строить, грузить крупу в машину (завораживающий процесс :), попробуйте!)… Это очень творческий процесс – придумывать и предлагать новые игры.
Раз он любит всё выстраивать в линию, попробуйте превратить это в игру в очередь, в собирание поезда, в парад, в зверей, которые встали на зарядку, в создание дорожки для игрушки, или машинки, сажание огорода.
По поводу глазного контакта – почаще заглядывайте ему в глаза сами. Сначала на секундочку, потом – чуть подольше. Побольше берите на руки, и очень важно играть в младенческие игры типа «ку-ку», «в ямку – бух», «ехал грека через реку». Это простимулирует и речь, и подражание, и научит смотреть в глаза. Если Саша любит кататься на качелях – используйте это! Читайте ему стихи в процессе раскачивания (Чуковский, Барто, Михалков) и смотрите внимательно, какие понравились. Понравившиеся повторите в следующий раз, а через несколько повторений «забудьте» слово в конце строки, сделайте паузу, «припоминая», возможно, тут он нужное слово и выпалит.
Ваша задача сейчас – создать много трёхминутных совместных игр в течение дня – сюжетных, сенсорных, ритмичных. Это и будет первым шагом к взаимодействию.
Кроме того, проговаривайте все важные для него события в течение дня – ничего, если он пока «не слышит», всё, что нужно, постепенно запоминается.
Специалист, который Вам сейчас нужен — игротерапевт, возможно он есть там, где Вы живёте.
Вам помогут вот эти две книги: «Аутичный ребёнок: пути помощи», О. С. Никольская и др., и «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием», Баенская Е. Р.