Вдыхать и выдыхать умеют все, иначе просто не выжить без аппарата искусственного дыхания. Но для речи этого недостаточно! Нужен не просто особый, более сильный выдох (именно его тренируют логопеды, предлагая подуть на свечку) – нужно, чтобы ребёнок умел управлять своим дыханием, произвольно вдыхать, выдыхать и задерживать дыхание. Попробуем?
Начнём с мам: для того, чтобы правильно выдыхать с детьми, нужно сначала попробовать самим. Итак, человек может дышать животом или грудью.
- Попробуйте несколько раз вдохнуть и выдохнуть только животом, не подключая грудь. Это легче сделать, лёжа на спине и держа на животе руку.
- Теперь то же самое, но только грудью (руку для контроля переложите с живота на грудь). Почувствовали разницу?
- Теперь внимание, высший пилотаж: набираем воздух в живот, «перекачиваем» в грудь, потом обратно в живот, и наконец – выдыхаем.
Получилось? Теперь объясню, зачем мы это делали. 🙂 Дело в том, что когда мы выдыхаем не просто грудью, а грудью и животом , выдох получается сильнее, значит больше похожий на тот, которому мы хотим ребёнка научить.
Теперь давайте погудим с ребёнком. Многим особым детям сложно будет понять, что такое вдохнуть только животом, или только грудью, поэтому, лучше просто положить на спину и предложить погудеть как самолёт.
Внимание! Если ребёнок не хочет ложиться на спину, не нужно его туда укладывать силой, толку от упражнения не будет!
Можно положить животом на мяч для фитбола, но ни в коем случае не животом на пол, потому что носом в пол не погудеть, а для любой другой позы нужно будет напрягать шею и правильного гудения не получится.
Когда ребёнок загудит, он, скорее всего, выдыхать будет только грудью. Надо помочь ему подключить к выдоху живот – легонько нажмите ему ладонью на живот и подержите, помогая выдохнуть воздух и из живота тоже. Очень важно, чтобы при этом ребёнок не испытывал дискомфорта.
Ещё полезно положить ребёнка на спину и попросить надуть живот, а потом сдуть его несколько раз, но не у всех такое сразу получается.
Ещё хорошо учить ребёнка задерживать дыхание. Это делается так: налить ванну воды и набросать на дно игрушек. Если в вашем городе от водопроводной воды щиплет глаза, ей нужно дать отстояться пару часов, чтобы хлорка осела на дно, а потом добавить несколько чайников кипятка. Посадить туда ребёнка и пусть достаёт со дна игрушки (это упражнения для не очень больших детей, таких, которым придётся «нырять», чтобы дотянуться до игрушки на дне, а значит – задержать дыхание). Это упражнение нужно применять очень осторожно, детям с дыхательными гиперкинезами оно категорически противопоказано.
Внимание! Ныряющего ребёнка нельзя оставлять в ванной одного! С ним обязательно должен быть кто-то взрослый.
Продолжение следует 🙂