Расписание для ребёнка — старый, проверенный метод, я его помню еще из TEACH программы, предшественницы ABA-терапии. Расписание применяют потому, что:
- это делает жизнь более понятной и предсказуемой для ребёнка, соответственно, поведенческих проблем становится меньше;
- даже шагая только на один шаг в прошлое и будущее («мы закончили читать, и сейчас пойдем чистить зубы»), ребёнок начинает гораздо лучше понимать время;
- с ребёнком, плохо понимающим (или плохо слушающим) обращённую речь, расписание помогает договориться;
- при интеллектуальных нарушениях расписание помогает научиться обобщать и планировать.
В зависимости от интеллектуальных возможностей ребёнка, расписание может быть выстроено из:
1. Предметов — их можно расставлять в определенном порядке на полке, раскладывать в специальные коробочки и кармашки, или подвешивать к планке с крючками. Важно, чтобы они были всегда расположены по порядку и «прочитывались» слева-направо или сверху-вниз.
2. Фотографий — обычно это фотографии того, что будет окружать ребёнка во время нового дела: комната, или предмет, с которым мы будем действовать. Если мы идем есть, нужно фото кухни, стула, в котором ребёнок ест, или его тарелки с ложкой. Иногда используется фотография ребёнка, совершающего действие, но это не очень понятно — ребёнок же не видит себя со стороны. Фотографии можно расположить вертикально, или горизонтально (клеить липучками к специальной планке, скотчем к дверце шкафа, цеплять на прищепках к верёвочке). Можно вставить в фотоальбом и читать расписание, как книжку.
3. Картинок-символов. Их очень много на сайтах, посвященных ПЕКС/PECS (система альтернативной коммуникации при помощи картинок), используются так же, как и фото. Это уже усложненный вариант, а ещё сложнее ребёнку будет, когда символы замените карточками с названиями действий.
Традиционно расписания используют для режима дня, но кроме этого, очень удобно таким же образом маркировать этапы урока.