Не знаете, как заниматься с ребёнком?
Хотите задать вопрос?
Пишите, на самые интересные вопросы отвечу прямо на сайте!
Здравствуйте. Моя доня в аутичном спектре, ОНР 3 уровня, УО нет, ЗПР есть. Нам 5 с половиной лет. Подскажите способы сосредоточения внимания, какие-то педагогические приемы. И как заставить ребенка рисовать — что придумать, как увлечь? Я заметила, что дочь реагирует и отвечает только на знакомые голоса и успешно занимается только с теми людьми, которых она очень давно знает. В противном случае — как будто одна в комнате, внимание привлечь очень сложно. На групповых занятиях она занималась слабо, только после многократного повторения педагога. В последнее время у нас пошли сюжетно-ролевые игры — готовит кушать, кормит кукол, пеленает, лечит их, укладывает спать, но только очень непродолжительно и быстро все бросает. Вообще требует быстрой смены занятий, внимание очень быстро отвлекается, переключается на другое. Купила ей большие пластмассовые разноцветные фигуры — кубики, кирпичики, конусы, цилиндры. Дочка с удовольствием строит домики из них, (первые раз сидела очень долго!), сажает туда своих небольших плюшевых друзей — дракончика, обезьянку. С удовольствием и очень долго смотрит обучающие озвученные презентации. Я скачала их с сайтов ,собираю сейчас и озвучиваю презентации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике, игры со звуками. Со второй попытки просмотра занимается с удовольствием. Книжки на коленях не смогла прочесть ни разу, она убегает. не хочет, но может подойти и показать заинтересовавшую ее картинку в книжке, выслушать стихотворение к этой картинке. Но смотреть озвученные презентации по рассказам Сутеева ей нравится, просит сама. Рисовать со мной не хочет, все делает спонтанно, может просто сесть и обвести в разукрашке понравившиеся контуры, сложить пазлы. На замечания сложить игрушки почти всегдареагирует, убирает. Если что-то потеряла, просит меня найти, на мое замечание — «Поищи сама» кричит «Не умею!», «Голова болит!». Вообще ребенок обучаемый, хотя и не с первого раза. Марина
Здравствуйте, Марина! Вы очень хорошо занимаетесь с дочкой, уже придумали свои способы донести до неё информацию (самодельные озвученные презентации – хорошая идея), замечательно, что Вы не заставляете её заниматься «как надо», а идёте от её интересов.
Судя по тому, что вы пишете, дочка у вас — умница, но быстро истощается, поэтому, как мне кажется, сначала нужно её «приучить учиться». То есть, надо найти много маленьких занятий, которыми она будет по 3-5 минут заниматься. Вы уже нашли игру с куклами, пластмассовые кубики и озвученные презентации (их бы я отложила на конец занятия, как «приз» за хорошую работу). Ещё стоит предложить что-то сенсорное – полепить из глины и пластилина, «спасать» игрушки из крупы (насыпьте в тазик фасоли, гороха, манки – что больше дочке нравится — и прячьте туда мелкие игрушки. Попутно их можно вместе пересчитать). Сенсорные игры её энергетически подпитают, помогут дольше не уставать от занятия. Может быть, стоит предложить девочке конструктор – попробуйте Мега-Блокс, он очень легко соединяется, или шестерёнки Quercetti — совершенно завораживающая вещь. Вы не написали, как у неё с руками, но пальчиковая гимнастика точно не помешает. Ещё можно играть в ванной – купать кукол, рисовать, играть с пеной для бритья…
С книгами – возможно, поможет, если Вы найдёте то, что интересно ей, не обязательно это будут детские книги. Попробуйте посмотреть вместе художественные альбомы, каталоги, журналы с комиксами, почитайте ей не Сутеева, а что-то ритмически организованное – Барто, Маршака, Чуковского, такой текст гораздо легче воспринимать на слух. Возможно, сначала ей будет легче слушать не на коленях, а сидя на качелях, или по дороге куда-то – простые детские стихи хорошо накладываются на ритм ходьбы и качания. Пока Вы встраиваете её в ситуацию занятия, не надо стараться каждый раз её непременно чему-то обучить – главное добиться, чтобы эмоционально она «включилась» в процесс.
После того, как у вас накопится много коротких дел, которые девочка любит делать, попробуйте мягко переключать её с одного на другое – закончили собирать пазл, «отдохни, и будем кукол купать». Искупали – «передохни, и сделаем зарядку». От этого один шаг до длинных (20-30 минут занятий), чётко встроенных в режим дня. Главное – чувствовать её состояние и переключать за полминуты до того, как ей надоест дело, которым она занята.
И вот теперь-то, когда появился стереотип занятия, можно будет сосредоточиться на обучении, и аккуратно встраивать в занятие всё то, чему Вы хотите её научить, только не торопитесь, иначе всё может развалиться.
Ещё, на мой взгляд, Вам понадобится группа для мягкой социализации. Не знаю, где вы живёте, но скорее всего, есть какие-то групповые занятия для особых детей, если нет – попробуйте студии для обычных младших дошкольников, вместе с мамой и без жесткого «сели все за стол». Это не столько для обучения, сколько для того, чтобы привыкла работать в группе и смогла плавно перейти к общим занятиям – ей же в школу через два года.
По поводу рисования – как и со всем остальным, нужно предлагать разные варианты, пока не найдёте тот, который её увлечёт. Может быть, попробовать порисовать с ней на раскатанном на полу рулоне обоев, или перекинуть его через дверь (получится вертикальная поверхность, типа доски). Может быть, стоит для начала попечатать на нём следы рук и ног, потом порисовать пальцами, потом плавно перейти к кисточке. Некоторым детям нравится рисовать на ванне и кафеле специальными красками, некоторым – красить в ванне собственные руки и ноги. Может быть, мелками на асфальте, толстыми фломастерами, или размазывать пластилин по бумаге – пробуйте, с каждой новой находкой будет становиться легче.
Думаю, Вам помогут следующие книги: О.С. Никольская и др. «Аутичный ребёнок. Пути помощи», Темпл Грандин «Отворяя дверь надежды», Ирис Юхансен «Особое детство», Елена Янушко «Игры с аутичным ребёнком».
Удачи!