Прекрасная обзорная книга по альтернативной и дополнительной коммуникации для родителей и специалистов: кому нужна АДК, с чего начинать, как оценивать результаты и исходное состояние ребёнка, к чему можно в итоге прийти, и сколько на это уйдёт времени, — все ответы здесь.
Когда я предлагаю родителям учеников начать обучение АДК, почему-то мне как правило отвечают, что альтернативная коммуникация – это ПЕКС, и вообще для аутистов. Нет, не только ПЕКС, и не только для аутистов. Жесты и символы – универсальный инструмент, который можно адаптировать и для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, и для тех, кого окружающим трудно понять из-за нарушений дикции.
А для меня особенно важно, что есть приспособления, позволяющие общаться детям, для которых указать нужную картинку, или нажать нужную кнопку – целая проблема (например, при синдроме Ретта и тяжелых формах ДЦП).
Да, это кропотливая работа на несколько лет, но использование систем АДК не просто позволяет общаться – оно развивает речь и интеллект ребёнка, не говоря уже о том, что позволяет ему продемонстрировать свой реальный уровень возможностей, который часто не виден, из-за отсутствия речи.
О том, что такое альтернативная коммуникация, я писала здесь.