Это очень важная вещь — именно он помогает определить звуки в начале, конце, середине слова, количество слогов в слове, звуков в стечениях согласных, словом, всё то, без чего слово не написать. Поэтому, начиная учить ребёнка читать и писать, надо обязательно параллельно заниматься развитием его фонематического восприятия, особенно если раньше им не занимались. Для этого существует множество игр, ещё «из нашего детства», например:
- «Слова» (вариант для продвинутых — «Города») — игроки по-очереди называют слова, причём каждое должно начинаться с последнего звука предыдущего.
- «Грузим самолёт» — в самолёт нужно по-очереди грузить слова, начинающиеся на заранее выбранную букву.
- «Что вижу вокруг» — находить в комнате/на картинке слова на заданную букву (вариант для начинающих — откройте соответствующую страницу азбуки).
И, наконец, есть хорошее пособие Е.В, Колесниковой «От слова к звуку».