В 1974 году Розмари Кроссли пришла работать в интернат Sint Nicholas в Австралии. Там было множество детей с тяжёлыми двигательными нарушениями, с которыми ничем не занимались; считалось, что у них слишком тяжёлые нарушения интеллекта, чтобы был толк от занятий. Розмари начала учить их альтернативной коммуникации — сначала с пиктограммами системы Блисс, потом попробовала сделать карточки с простыми словами, и, оказалось, что дети их хорошо запоминают, потом перешла к алфавиту…
Вся книга — истории детей, научившихся общаться, используя метод облегчённой коммуникации, и оказавшихся гораздо разумнее, чем о них думали.
Эта книга написана 20 лет назад, с тех пор для альтернативной коммуникации разработано множество приспособлений, методик, подходов… И их надо использовать!
Я очень часто сталкиваюсь с тем, что неговорящих детей по умолчанию считают глубоко умственно отсталыми. Оказывается, эти проблемы не только у нас.
Очень рекомендую почитать всем, сомневающимся в пользе альтернативной коммуникации!